evoed


Журнал Эволюции Сознания

Творение будущего в прошедшем времени


Previous Entry Share Next Entry
Возрастные особенности развития детей от рождения до школы. Часть 4 = от 2-х до 3-х лет
evoed

4 программа: «Грызун» или «мышь». Возраст 2-3 года (до самоактуализации «Я»).

1. характеристика нейросистемы.

Нейросистема, которую мы называем грызун или мышь, относится к первичному эмоциональному интеллекту. Программа находится в секторе накопления и стоит над «медузой». Это значит, что она опирается на базовое доверие к миру, и в безопасном окружения выдает импульсы, призывающие исследовать предметную реальность. Проявление всепоглощающего любопытства, интерес к деталям, активация страсти к накопительству, жажда присваивать предметы основаны на восприятии типа «мой мир для меня», порожденного хорошо установленной «медузой».

Первичный эмоциональный интеллект называется «ценностный». Он наделяет ребенка эмоциями любопытства, вдохновения, воодушевления, радости, веселья; порождает поведение, основанное на собирательстве и фантазиях; приглашает накапливать свои ценности и возбуждает желание расти в яркие качества предметной жизни.

Основная задача интеллекта: научить ребенка обращать внимание на мелочи, ценить детали, предавать смысл небольшим изменениям (поворотам, перестановкам), использовать весь возможный арсенал операций с предметом.

2. активаторы интеллекта

·         Право на исследование территории. Ребенок должен получить доступ к свободному освоению твердой поверхности: бегу, прыжкам, лазанию, проползанию, в природных ландшафтах, близких по контенту к местам обитания первобытных людей (лес, пещеры), или в технологичных пространствах, наполненных заменителями камней, веток, шишек, ягод, песка, глины.

·         Мелкая моторика. Развитие пинцетного захвата, манипуляции с выделением из среды ценного объекта (например, извлечение боба из рисовой крупы, или ракушки из песка)

·         Отделение от родителей. Приглашение к самостоятельности в выборе значимых объектов, пути к ним, методов знакомства с возможностями и способов манипулирования.

·         Мотивация к исследованиям. Возбуждение у ребенка желания становиться все более быстрым, ловким, хитрым, многообразным, избирательным в контакте с предметами; залазить, ощупывать, разбирать, нюхать, доставать, складывать, переливать и т.п.

·         Родительское эмоционирование. Усиленная мимика, вокализация и телесная гиперболизация возбуждения, радости, воодушевления от успехов малыша в играх с предметами и словами, родителями и сверстниками. Подчеркиваем способность мимикрировать (сливаться с объектом, подстраиваться); поддерживаем формирование навыка находить варианты управления событиями, людьми  и предметами через ловкость и гибкость;  спонсируем развитие оперативной инструментальной памяти, устойчивого локального внимания, многоканальной сенсорики.

3. какой разум развивается

a)      Развивается разум, который научается создавать собственные ценности. Например, найденная монетка превращается тайное коллекционное сокровище; стеклышко становится драгоценным алмазом; цветная пластмасска играет роль ключа к тайнику, маленькая игрушка может открывать воображению волшебную перспективу будущего счастья. Чаще всего, эта ценность уже никому не принадлежит – например: гвоздик, ржавый ключик. Ребенок поднимает это и говорит: «Теперь это будет моя ковырялка!».

Дети стремятся наделять предметы избыточной ценностью. Хотят повсюду таскать за собой куклу, не выпускать из рук машинку, постоянно одевать футболку с драконом. Буквально «срастаются» телесно с вожделенным объектом, чувствуют предмет как свое продолжение. Часто грызут его части (присваивают, забирают внутрь)

b)      Четвертый разум отвечает за слияние с сушей, интеграцию с территорией, ландшафтом. Мышке такой навык дает шанс выжить, а ребенку предлагает обучиться выживать в мире, созданном взрослыми. Как и у грызуна, у малыша мало сил и умений. Ему придется приспособиться. Легко, когда ребенок принимает мир таким, какой он есть и не спорит с правилами, установленными «Большими хищниками». Он учится максимально разнообразно использовать скудный телесный ресурс (умение минимально координировать тело и конечности в гравитационном поле и мире твердых объектов): за-, под- и про-лазит, роет норки и складывает ценности, прячет и собирает магические безделушки. Малыш развивает предметное восприятие и оперативную память именно в этом возрасте.

c)       Интеллект мышки учит прятать и прятаться, находить и выделять фигуру из фона. Впоследствии такой навык позволит экономно использовать жизненный ресурс + определит то, что человек будет считать важным. Например, одни из нас видят цветущую сирень, а другие на том же фоне выделяют угрюмые лиц прохожих. Одни будут тратить силы на борьбу с негативными мыслями – другие позволят себе слиться с цветущими гроздьями и вдохновиться для важных свершений.

d)      Нейтотехнология ценностного интеллекта такова, что программа настраивается на извлечение пользы из ловкости, быстроты реакции, маневренности, увертливости, проворства – то есть, телесной хитрости. Каждому знаком эмоциональный подъем, который переживается после выгодной сделки, или в результате удачной находки. Вы потеряли дорогую сережку – и смогли разглядеть ее в траве. Удача! Автомобиль проехал мимо, обрызгал прохожих – а вы увернулись. Приятно! Ловко сыграли партию в бридж, получили ужин в ресторане – радость! Такие жизненные ситуации закладываются в возрасте 2-3 года.

e)      4 разум приглашает достигать большого результата малыми силами и прибегать к слабости, обману, манипуляции. Неудачная инсталляция приведет к «невезучести» в будущем, чувству территориальной вины (я не должен здесь находиться), лживости, изворотливости, подлости, наушничеству, подсиживанию, интриганству. Отсутствие смысла деятельности и обесценивание жизни также факторы сбоев установки программы «мышь» в 2-3 года.

f)       Удачная установка программы гарантирует стабильность оперативной памяти, ясность зрения, тонкий слух, чуткое обоняние, сенситивное осязание; навык концентрации, удержание внимания на конкретном событии; способность трансформировать линейное состояние в многовариантность поведения; умение получать выгоду в каждой точке траектории, использовать скорость и территорию для выживания и повышения статуса. Приглашает ценить «мелочи жизни», накапливать «прекрасные мгновения» и магические артефакты.

4. какие навыки формируются.

1.       Трогать пальчиками, нюхать, рассматривать, слушать, пробовать на вкус и движение.

2.       Быть хитрым, ловким, быстрым, увертливым, изворотливым. Пролезть в самое недоступное место, чтоб рассмотреть скрытые тайные ценности; быстро и надежно запомнить расположение, путь, способ доступа. Если удастся, украсть «лакомый кусочек» и «замести следы».

3.       Придумывать слова, имена, названия. Изобретать свой язык для обозначения важных объектов.

4.       Придавать избыточную ценность предметам и деталям, соразмерным с пальцами. Фокусировать внимание на мелочах.

5.       Выделять из общей реальности в отдельный формат локальные каналы восприятия: только визуальный, или аудиальный, или кинестетический, или тактильный, или обонятельный, или вкусовой, или вестибулярный.

6.       Мимикрировать под окружение, прятать и прятаться, ловко и быстро устрнять и устраняться – любо привлекать и приближаться.

5. что важно заложить

·         Уверенность в том, что заявленные ценности являются важными и будут признаны окружением. Например, ребенок держит в руках резиновую собачку: «Моя собачка пушистая!» - «Да, это твоя собачка и она очень ценная!» - «Она пушистая!» - «Она такая, как ты хочешь, и ты имеешь право любить ее такой, какая она есть!»

·         Потребность вникать в мелочи, добывать зернышки опыта и извлекать изюминки смысла. Например, малыш отколупывает кунжут с овсяной печенюшки: «Ты нашел свое удовольствие?» - «Ага!» - «Люблю, когда ты пользуешься маленькими выгодами для большой пользы!»

·         Признание малого успеха, частичного результата слагаемым большой победы в будущем, шагом индивидуальной эволюции. Например, карапуз справился с липучкой на босоножке: «Ты научился сам обуваться!». Играет с зубной щеткой: «Я рад, что ты стремишься чистить зубы интересней и качественней взрослых!»

·         Стремление быть  ловким, быстрым, хитрым, изворотливым и находить мелкие движения для большого смещения.

·         Желание много накапливать, жадничать, сохранять впрок – без оценки смысла процесса и рода собираемого материала. Акцент на качестве процесса! Например, ребенок собирает ракушки на море: «Как умело ты создаешь личную коллекцию! Хочешь, сфотографируем и отправим на конкурс хранителей шельфовых артефактов?»

·         Способность обманывать, фантазировать, выдумывать – без формирования негативного образа себя и социально обусловленной оценки типа «стыдно брать чужое», «ты врешь – это неприемлемо для воспитанных детей!». Вместо этого: «Я в детстве тоже любил мечтать!». «Мне часто кажется, что красивая или интересная вещь принадлежит мне – потому, что она мне нравится. Я представляю, как она стала моей – и скоро она появляется в моем мире!». «Твои фантазии показывают, что у тебя великолепно развито воображение. Спасибо, что ты – такой развитый!»

6. на что обратить внимание.

a)      На то, как ребенок манипулирует окружением. Важно: помочь ему получать ценности не за подчинение (послушание), а как ответную эмоциональную реакцию на благоприятное поведение. Должен образоваться рефлекс: «Когда я правильно встроился в окружающую среду – награда!» вместо «Я не умею чувствовать обстановку и приспосабливаться к миру – потому что родители меня ругают!». Благодарите и хвалите, кормите и поощряйте подарками состояния, которые вас радуют.

b)      Объем и качество ресурса для развития интереса к познанию, который вы обеспечиваете своему потомку. Позаботьтесь о перенасыщении территории ребенка пособиями для мелкой моторики, материалами для пальчиковых манипуляций. Пересмотрите маршруты прогулок и посещайте места, где развивается интерес к исследованиям скорости, ловкости, цепкости, изворотливости.

c)       Ценности момента, которые появляются в увлекательных играх, активном семейном отдыхе, занятиях на раскрытие воображения, фантазии, эмоционального восприятия мира. Счастье быть рядом в ловком взаимодействии закладывает основу гармоничных, открытых и честных взаимоотношений с родителями (чувство адекватности)

d)      Как любопытство, хитрость, гибкость, пластичность, внимание становятся инструментами быстрого получения комфорта, легкого восстановления целостности и достижения благоприятного смысла.

e)      Насколько малыш хочет и умеет задавать вопросы типа «Что это? Где мы? Как это получить?». Как глубоко импринтировано первичная эмоциональная мудрость «Как интересно!»

f)       Как наследник                подсказывает родителям удивительные методы развития любопытствующего интеллекта – основу воображения и фантазии, наблюдения и смысловой семантики

7. Типичные ошибки.

·         Подавление таких способностей, как: врать, воровать, жадничать - вместо того, чтобы показать ребенку перспективу. Как можно развивать? Куда данная способность эволюционирует? Когда ребенок врет, следует поддерживать развитие: «Как ты интересно фантазируешь! Ты – отличный сочинитель. Невероятные истории выдумываешь! Спасибо!». Когда украл, спрашивать: «Как воспользуешься выгодой? Как приобретенная вещь дополнит твою систему ценностей?» Затем, подтверждать: «Да, твой мир восстановился в красоте и стал богаче!» Далее, показывать, как договориться с другими людьми (детьми), чтобы они помогали найти недостающий элемент гармонии и пожелали подарить (обменять) ценность.

·         Угнетение стремления к ловкости и быстроте, разноплановой подвижности, легкости, скорости. Подавление гибкости, маневренности, мелкой моторики – пальчиковой, гортанной, локальной мышечной. Приведет к зажатости в чувствах, заторможенности в мышлении, социальной дезадаптации,

·         Пренебрежение ценностями ребенка: уже имеющимися и создаваемыми в моменте. Например, при виде яркого стеклышка причитать: «Выкинь эту гадость! Зачем тащишь в дом всякий мусор? Опасно! Порежешься!» - ошибка. Или, когда ребенок говорит: «Мне нравится эта футболка!», реагировать: «Ты что! Она уродливая, тебе в ней плохо!». Или, когда ребенок хочет, например, выколупывать пальчиком винтик, давить авторитетом: «Прекрати заниматься бесполезной ерундой, бездарно терять время!».

8. риски воспитания

Обратите внимание: физические параметры (ловкость, быстрота реакции, гибкость, изворотливость) должны в этом возрасте перейти на уровень эмоционального разума и запустить ценностный интеллект. Поэтому дети начинают врать, воровать, жадничать - и это социально неугодное поведение. Пусть: социальный интеллект догонит их в подростковом возрасте. А в 2-3 года придать смысл и обнаружить ценность будущего чувственного потенциала. Асоциальное поведение следует не подавлять, а правильно развивать. Иначе – риск неполноценности.

Например, ложь может вырастать в сочинение сказок для себя и других людей, и в написание фантастических книг, сценариев, и в создание фантастических объектов (ipod, вертолет и т.д.); в изобретение великих технологий для ума (позитивное мышление, визуализация цели, самогипноз). Каждый изобретатель сперва – лжец: он маслит то, чего не существует!

Жадность перерастет в умение быть бережливым и экологичным, внимательным к ресурсам тела, чувств, Земли. Так вырастают экологи, создатели мусороперерабатывающих технологий, утилизаторы вторресурсов. Коллекционеры, ценители искусства были в возрасте «мышек» поддержаны родителями (воспитателями). Меценаты, продюсеры – из числа жадных двухлеток!

Разделение свой - чужой будет сформировано в следующей нейропрограмме. Программа «Грызун» транслирует центрированную гипотезу: «Этот мир для меня, здесь все принадлежит мне: люди, события, предметы, время, пространство!». Важно понять, что воровство – это проявленная возможность присваивать ценности внешнего (но своего!) мира и встраивать их в свою систему ценностей, как недостающий пазл. «Кража», «ныканье», быстрый и ловкий захват-присвоение - это необходимость для развития творческого интеллекта через двенадцать лет. Ибо творческий человек, который вынашивает креативную идею или концепцию, часто лишен одного-двух «пазликов» для полного виденья картины. И он открывается к тому, чтоб услышать разговор или фразу из песни; или выхватить кадр из фильма, деталь на фото; или ощутить вкус фрукта. Впитывая чью-то креативность, он вдохновляется на собственное творчество. По сути, воруя идеи у тех, кто создал культуру, науку, искусство до него, правильно воспитанный в 2-3 года малыш, будучи взрослым, завершит свое произведение искусства, откроет новый закон в науке.

Риск – отсутствие собственных ценностей, которые в возрасте «грызуна не созданы полно и качественно. Впоследствии человек будет вынужден подчинятся чужим программам, использовать навязанные смыслы, жить чужими целями. По сути - разрушать себя, отрицать предназначение, «зарыть талант» и служить общим социально подкрепляемым ценностям: например, мисси компании «Лукойл», развитию бренда «Орифлейм» или распространению «Макдоналдс» по территории своей страны. Вместо того, чтобы раскрывать внутреннюю красоту, лелеять дарование и использовать талант, «неразвитый грызун» обязательно станет подчиненным, рабом  и станет укреплять фундамент слабости. Таким образом, закроет для себя путь к героизму, благородству, лидерству, управлению и программа «Тигр», которая извлекается из ДНК вслед за «мышкой», установится неадекватно.

9. результат адекватного взаимодействия

Ребенок получит активную нейросистему для адаптации в агрессивной среде, психологические инструменты для  накопления ресурса и победы посредством хитрости, ловкости, маскировки и «слияния с пейзажем»

Приобретет высокую скорость реакции на раздражитель. В будущем такая способность – важный фактор в принятии решений, конструктивных коммуникациях. Гибкость - залог успеха в переговорах, подстройка – гарантия миротворческого решения конфликтов. Ловкость – практика поиска и обнаружения благоприятных шансов и использования ключевых поворотных моментов в карьере и судьбе. Будущий директор, лидер, герой должен уметь экономить силы и накапливать ресурс в любой точке реализации плана своего успеха, а также понимать ценность мелочей для себя, персонала, партнеров, дела.

Ребенок сможет почувствовать свою целостность через ценность маленьких важных предметов и объектов - из которых, по сути, состоит вся жизнь.

Заметьте: счастье состоит из отдельных ярких моментов, запечатлеваемых сознанием. Чистый взгляд в глаза, теплое прикосновение, радостная встреча, удачная сделка… Фотография, подарок, запах… Оглядываясь, взрослый разумеет: прошлое является дискретным, состоящим из суммы отдельных ценностных моментов. В результате адекватного воспитания жизнь приобретает качество ценности, пришедшее из адекватного количества  накопленных полезных и радостных впечатлений. 

Ребенок вырастает счастливым и, таким образом, может быть интересным для других людей. Ему будут оказаны почести, уделено внимание, «выдан» авторитет, подарено признание. Вспомните Тома Сойера, который красил забор за счет поклонников воодушевления и «драйвовой» жизненной позиции.

Тот, кто научается ценить каждый свой день, каждое событие, каждый поступок вряд ли будет разочарован смыслом существования. Фразы «Сегодня тот же день, как был вчера», «дела- нормально, в целом, ничего особенного не происходит», «мне скучно, потому что здесь неинтересно» - не для него.

Адекватно установивший «мышь» человек создаст собственные ценности и предложит их обществу. Захочет мечтать, с удовольствием будет фантазировать, рискнет создать сказку для себя и любимых. Возможно, станет целителем, мастером иллюзий, «практическим волшебником», который сможет «вытаскивать из пространства» необходимые компоненты совершенства и обучит этому своих родителей.

10. Группа Лепетунчики.

Дети в этом возрасте лепечут, изобретают, создают свои слова, неповторимые речевые обороты, смешные фразы. Важно поддерживать малышей в творении речь, словообразовании – вместо того, чтоб поправлять их. В группе детям позволяют говорить так, как они хотят и радуются лексическим изюминкам.

Здесь педагоги стараются давать как можно больше тактильного, чтобы малыши развивали мелкую моторику, трогали пальчиками, смотрели, нюхали – образовывали ценности. В дидактике акцент ставится на шельфах и  крупах, природных материалах типа семян, стеблей, частей растений и минералов.

Поощряется знакомство с инструментарием типа ножниц, клея для создания творческих артефактов, креативных изделий, фантастических поделок. Важный элемент - придание ценности готовым продуктам и поддержка значимости детей-авторов своих работ..

Педагоги подкрепляют умение фантазировать и желание использовать минимальные шансы для достижения серьезных успехов в больших и малых процессах.


?

Log in

No account? Create an account