evoed


Журнал Эволюции Сознания

Творение будущего в прошедшем времени


Previous Entry Share Next Entry
Возрастные особенности развития детей от рождения до школы. Часть 6 = от 5-ти до 7-ми лет
evoed

6 нейропрограмма: «Обезьяна, примат». От 5 до 7 лет (вплоть до включения подчиненности взрослому авторитету и зависимости от семантического мира. Или - смены молочных резцов на коренные)

1. Характеристики нейросистемы

Устанавливается в возрасте 4-6 лет. Это программа базируется на нейросистеме амфибии, которая умеет терпеть, требует тренировки новых качеств и способностей, хочет преодолевать трудности и превосходить себя-прежнего, стремится выходить за рамки возможного и осмысливаемого, видит смысл в перенапряжении вплоть до смертельной черты. В то время, как первая миграция амфибии произошла из водной среды на твердую поверхность суши, обезьяна мигрирует с плоскости на деревья; как популярно сейчас говорить, из 2D в 3D, в пространство.

Ребенок вместе а «приматом» эволюционирует до фазы, когда может жить практически во взвешенном состоянии, опираясь не на твердь, а на вибрирующие, гибкие, раскачивающиеся части мира. В продолжение того, что освоило тело в «Хищнике» как горизонтальная скорость, устойчивость, динамическое равновесие (например, в катании на роликах, беговеле, лыжах) малыш переходит к вертикали: на канат, турник, дерево, ветви. Нейросистема примата включается и приказывает стремиться к равновесию и балансу во всем доступном трехвекторном объеме. «Обезьяна» зовет в более тонкое равновесие, которое обеспечивается эмоциональной подвижностью.

Эмоциональный 3D формат приглашает ребенка жить в трех контекстах: ускорение-замедление, созидание-разрушение и индивидуализация-кооперация. Иными словами, малышу предстоит освоиться на территории времени, индивидуального жизнетворчества и командного стиля взаимодействия в группе.

По Эрику Эриксону, эта программа предлагает ожидание и многообразие ролей вместо ролевой монотонности. Неспособность быть разным, испытывать на прочность многие сценарии поведения, в психологии считается существенной патологией. Монотонность выражает себя через зависание на однообразной роли типа жертвы или насильника; клоуна или арлекина; заторможенного недотепы или гиперактивного супергероя. Многообразие ролей подталкивает дитя к сценарным экспериментам (возможно, пробам проявить себя в спектре родовых сценариев, заложенных в генофонде, и выбрать подходящие элементы из судеб предков для генерации собственной картины мира).

Ребенок с наслаждением и терпением простраивает в себе черты характера интересных ему взрослых, ярких мальчиков, приятных девочек, любимых героев из контента, предлагаемого мультфильмами, сказками, историями. Ролевой репертуар требует эмоциональной включенности, чувственных переживаний, миграции в новую судьбу через катарсис (эмоциональный взрыв, чувственную смерть). Нейросистема приглашает сливаться с музыкой жизни и ролевой динамикой (был слабым – стал сильным и т.п.); соединяться с внутренней философией и мироощущением героя; подражать в мелочах и деталях (голос, костюм, словечки, повадки, жесты, мимика) внешнему кумиру - Бетмену, Фиксикам, рыбке Немо, фее Динь-Динь, принцессе Рапунцель, воительнице Мулан, панде По, Королю Льву или коню Спириту. Ребенок выбирает влекущих его к состоянию желаемого будущего персонажей и пытается перенять образ, повторить идеомоторные реакции, ведущие к успеху.

2. Активаторы интеллекта

·         Актерские практики: ролевая наглость, сценическое позерство, подражание особям разного статуса в речи, позе, жестах, мимике. Ребенку важно освоить весь спектр ролей, от альфа до омега – так, как это происходит в групповой иерархии обезьян. В стае приматов и детской группе пяти-семилеток формируется опыт использования второй сигнальной системы – эмоциональной речи, основанной на больших телесных символах (позах) и малых (мимических) знаках. Звучание голоса опирается на эмоциональный импульс, заложенный в каждую фразу. Символ = поза + мимика + звук + эмоция + фраза должен быть оттренирован и доведен до автоматизма.

·         Драматические ситуации: начиная от заимствованных из книг и мультфильмов и заканчивая специально смоделированными родителями в качестве развивающей практики. «Представь, что ты папа. Как бы ты поступил, если б увидел сына, который лопает варенье и не делится?». Важно стимулировать дитя к принятию практических решений в игровых ситуациях и предлагать ребенку в форме импровизации находить интересный поворот событий: «Представь, что мы на Луне. Как бы ты поступил с мусорным ведром?»

·         Право фантазировать и самому решать сценарий, по которому будет развиваться ситуация. Затем предложить смоделировать альтернативные пути. Драматизировать события. Симулировать несколько версий катарсиса, кульминации, финала. Например: «Сейчас у нас есть два часа. Что ты хочешь делать? Как мы можем поиграть? А если – тупо проспать это время? Как это повлияет на твое будущее? Или покушать? Каким станешь через три года, если будешь много есть? А что, если пойти в гости? К кому? Что принесешь? Как повернется твоя жизнь, если познакомишься с новыми детьми на площадке? Представь, что эта встреча станет ключевым моментом твоего развития!»

·         Многоплановое общение с представителями различных возрастов, социальных слоев и телесных качеств (малыши и старики, рабочие и богема, нищие и элита, бизнесмены и творческие натуры; люди с избыточным весом, одаренные дети и люди со специальными возможностями; геймеры и спортсмены; озлобленные и добродушные; агрессивные и расслабленные)

·         Долговременное самостоятельное и свободное от влияния взрослых пребывание в группе шестилеток и выработка личной технологии выживания. Должны сформироваться: первая схема поведения, основанная на рангах особей в стае; первый статусный имидж и способность менять мнение о себе; первые практики подстройки и захвата власти через личную политическую программу, основанную на знании повадок, потребностей и поведенческих реакций менее развитых индивидов

·         Жизнь в 3D мире: на турниках, канатах, ветвях, аттракционах. Акробатика, художественная гимнастика. Гравитационные практики, связанные с растяжками и балансировкой. Развитием вестибулярного аппарата в трехмерном измерении (гравитийога, флай-йога, аэрострейчинг, скалолазание, тролей, веревочные лестницы, слек-лайн).

3. Какой разум развивается

Нейросистема «Примат» включает разум, способный адаптировать поведение к экспрессивным эмоциональным импульсам. Это значит, что ребенок формирует интеллект непоколебимого в статусе альфа-самца (высокоранговой альфа-самки). Будущая личность нуждается в защите чувственности, и программа нарабатывает рефлекторные мимические, звуковые и ролевые реакции так, чтоб окружающим особям в стае было сложно унизить достоинство шестилетки или подавить волю к игре; обидеть или  ранить, обвинить или устыдить, вызвать раздражение, гнев, горе, страх; возбудить невротичное или параноидальное поведение.

Ребенок-«обезьяна» легко включается в предложенные игровые обстоятельства; радостно придумывает сценарии  поведения и жизненные драмы; отзывается на любовь и ненависть. Его эмоции могут проявляться в красоте (воодушевление, интерес, наслаждение, милование, великодушие, сострадание, милосердие, благодарность) – или в негативе (жадность, тупость, пренебрежение, хамство, позерство, надменность, высокомерие, глумливость).

Ролевой интеллект связан со второй миграцией (первую осуществила программа «ящерица», которая вывела тело из воды на сушу, а затем научила держать равновесие физического тела в вертикальном положении) – из индивидуальной жизни в групповую. Ребенок должен выйти за пределы семьи и стать частью стаи, в которой придется занять определенный статус и, возможно, «держать фасон» и бороться за ранг с теми, кто хочет занять более высокий эволюционный уровень. Целью взаимодействия становится не доказательство силы и волевое давление, захват и удержание территории (как у «Тигра»), а популярность и признание обществом, завоевание ранга «вождя», статуса «кумира».

Ролевой интеллект нацелен на формирование харизматического господства, личной «политической власти» а-ля «демократия», которая выше «военной диктатуры», захваченной в дворовых стычках и уличных драках. Огромную роль играет здесь чувство юмора, которое начинает развиваться из нелепых положений тела, которое ищет опору на ненадежных объектах в воздухе. Такая ситуация сама по себе абсурдна, и господствует тот, кто смог совладать со смешной ситуацией и выйти в равновесие из диссонанса.

Эмоциональный баланс, необходимый для политической власти, тренируется в играх с гравитацией (метафора карьеры) через кувырки, висы вниз головой, перевороты и кульбиты, вращения «между небом и землей» на веревках, турниках, ветках.

4. Какие навыки формируются

·         Проигрывать сценарии желаемого будущего, тренировать импровизацию в формате любимого героя, подражать кумирам, репетировать избранное поведение

·         Переодеваться и наряжаться, подбирать костюм и антураж, гримироваться и разукрашиваться, чтобы соответствовать снаружи внутреннему чувственному состоянию персонажа

·         Подстраиваться под сценарий поведения вожака, встраиваться в контекст происходящих в группе событий, чувствовать себя в контакте с состоянием однолеток

·         Подражать эмоционально окрашенным фразам («Что это за безобразие?», «Я люблю тебя!»); имитировать интонации мира взрослых

·         Использовать активную мимику и яркий жест как основу влияния на сознание окружающих и получения личной выгоды

·         Вырабатывать позы и фразы как «большие символы» для формирования значений и смыслов, которые затем будут закодированы в семантику второй сигнальной системы (письменной речи)

·         Тренировать актерскую реакцию на травмирующие события, кризисы и потери: «Это всего лишь игра», «Такая роль в этой группе», «такой вот сценарий у этих людей». Нервная система учится устойчивости в ситуациях стресса, изменений, отказа от привычного исхода событий

·         Ежедневно повышать статус в семье за счет все более качественной ролевой интеграции («Я могу навести порядок и следить за чистотой!»)

·         Потешаться над собой, зубоскалить над другими, шутить по поводу неудач, высмеивать слабость и глупость

5. Что важно заложить

1.       Широту обзора и видение перспективы развития с высоты иерархического статуса будущего вожака человеческой стаи. Например,  важно говорить о смысле жизни в разном возрасте; беседовать о ценностях людей различного типа (древних и современных, восточных и западных, бедных и богатых, мудрых и неразумных, духовных и прагматичных, автоматичных и творческих, здоровых и больных, успешных в своем бизнесе и настроенных на рабство в системе, счастливых и жертв обстоятельств)

2.       Умение пользоваться максимально богатым арсеналом мимики, жеста, голосения, вокализации. Например, выражать гнев или радость, страх или огорчение: только лицом, только телом, только звучанием гласных (и-э-а-о-у-ы) с открытым ртом, только согласными звуками сквозь стиснутые зубы.

3.       Актерские способности: навык активно наблюдать, подстраиваясь телом (например, за птицей или холодильником); привычку действовать в предложенных обстоятельствах (Незнайка на Луне); право импровизировать вместо однотипной реакции (можно прыгать по команде, без команды или вопреки команде)

4.       Режиссерские способности – право решать эпизоды жизни по своему, иметь свое видение смысла и целей. Например, в наклеивании мозаики из яичной скорлупы на обои видеть создание нового интерьера; в стремлении сплести ветви кустарника находить черты будущей профессии архитектора жилищ из живых растений

5.       Поло-ролевую идентификацию. Мальчик осознает мужские роли и репетирует героическое поведение, волевые жесты, фразы и мимику победителя. Девочка практикуется в нежности и волшебстве, развивает впечатлительность, тренирует эмоциональную память и фантазию

6.       Чувство юмора, желание веселиться, способность чувствовать шутку – вместо насмешки, глумления, зубоскальства. Вместе читать юмористические рассказы и смотреть комиксы; играть в загадки, рассказывая детские анекдоты до последней фразы; показывать слова пантомимой, весело фантазировать по поводу позитивного формата неудач

7.       Миграционную целостность, которая сделает его эмоционально непоколебимым. Родителям важно подготовить ребенка к школе – и это вовсе не умение пользоваться семантическими системами (читать, писать, считать) – поскольку такие навыки могут только затормозить развитие статуса и ухудшить качество перехода в стаю себе подобных. Нужно заложить умение ярко мотивировать, эмоционально зажигать сверстников, отстаивать телесную и чувственную целостность, активно демонстрировать доминирующий ранг, смеяться над ошибками и не бояться осуждения через насмешку

6. На что надо обратить внимание

·         В возрасте 7 лет, когда дитя попадет в изолированную от родителей среду себе подобных и его нейросистема войдет в стадию первого ментального интеллекта, мозг будет сосредоточен на подражании символам, на повторении ритуальных звуков и движений. Психика будет ослаблена - для того, чтоб семантическая реальность завладела разумом. И тогда будет поздно развивать ролевую силу, актерскую убедительность, эмоциональный спектр, чувство юмора. Это приведет к тому, что незавершенная «обезьяна» попадет на нижний уровень в стае. Ранг «слабака», «тихони», «ботаника», «заучки» закрепится надолго, и сдвинуть подчиненный статус будет практически невозможно.

·         В школе произойдут столкновения с людьми разного типа: своеобразно проявляющими себя в контакте мальчиками, девочками, старшеклассниками, учителями. Среди таких детей и взрослых найдутся люди, которые захотят унижать, обижать, высмеивать, «прессовать» вашего ребенка - в силу инфицирования импринтами жестокого обращения или неадекватно установленной программы «Хищник». У наследника должна быть развита эмоциональная защита. Например, он может смотреть на вопли «училки», призывающей маленьких дикарей к порядку, из роли знаменитого оператора-постановщика, и снимать фильм о том, как и почему Мария Петровна стала агрессивной гориллой. Или, когда «училка» шипит: «Дай сюда дневник!», как высокоранговый режиссер, обращать внимание начинающей актрисы на неадекватную игру в предложенных обстоятельствах: «Вы, Мария Петровна, можете быть более эффектной, когда научитесь брызгать слюной и махать руками. Это произведет впечатление на потребителя вашей злости. Особенно страшно вы можете выглядеть, если наденете костюм змеи или маску дракона». Или, как мастер переговоров, заявить: «Со мной обращение типа «хочешь в туалет – подними руку» не работает - как и с вами, правда? Я хорошо воспитана и принимаю заявления типа «Юная леди, я предлагаю вам…» Начните с этого, и мы вместе научимся контактировать!»

·         Обратить внимание надо на то, что ребенок хочет отважно пробовать разные, не всегда понятные и социально адаптированные роли. Разглядеть проявления родового сценария и его возможный конфликт с индивидуальным талантом. Дать право таланту развиваться в социально дозволенных условиях. Например, дар к чувствованию у девочки, требующий контакта руками с человеческим телом (в будущем – массажист, остеопат, травматолог) может конфликтовать с правилами семьи «к чужим людям не прикасаться» и быть подавлен насмешками окружающих. Будущий гений замкнется в чувствах стыда и вины, станет держаться подальше от людей и погубит свое предназначение.

·         «Обезьяна» - время диагностики неполадок и лечения от вирусов. Последнее семейное проектирование нового человека, который навсегда уходит из-под родительской опеки. Вам должно быть ясно, что и как исправлять: «Медузу»,  «Акулу», «Ящерицу», «Грызуна» или «Тигра». Родителям важно понять, что приводит к характеру слабого, хитрого, зависимого, малоподвижного, подлого, болезненного, жалкого, несчастного, озабоченного, вспыльчивого, агрессивного типа и предложить полярные роли для восстановления эмоционального равновесия. Один из лучших инструментов коррекции – юмор!

·         Обратите пристальное и мягкое внимание на вопросы и рассуждения о смерти: ближних, чужих людей, собственной. К этой теме важно отнестись с предельной простотой и честностью, юмором и заботой. Например, предложить ребенку 5-10 вариантов поведения рядом с уходящим человеком, а также многообразие смыслов и целей перехода из бытия в небытие, из конечной формы в безграничность, из локального времени жизни в вечность

{C}·         Важно стать для шестилетки режиссером, приучиться предлагать драматургию, сценарий, роли, помогать обживать образы и поощрять импровизацию. Материал легко черпать в сказках и полнометражных мультфильмах. Пронаблюдать, чтобы в своих ролях ребенок был великодушным героем, позитивным персонажем, который не только жаждет индивидуальной славы, но и помогает маленьким и слабым, спасает терпящих бедствие. Проследить, чтобы в финале герой переворачивал события и сам «становился с головы на ноги» (метафора кульбита, кувырков приматов на деревьях): бедный разбогател, безвестный обрел популярность, одинокий обрел партнера (любимого, друга). Раболепствующий стал мудрым правителем, злой научился пользе добра, невежда поумнел, трусливый нашел в себе отвагу, шалопай превратился в целеустремленного героя и т.п.

7. Типичные ошибки воспитания

1.       Мешать ребенку проявляться в том, что кажется странным. Например, визжать, выть, корчить рожи, гоготать, скулить. Строить пирамиды из камней (изучение гравитационного баланса), выдергивать из земли растения (понимание важности корней), давить насекомых (знакомство со смертью). Как следствие, выбор быть подавленным, безынициативным, угнетенным. Правильно: радостно кривляться и голосить вместе, как вариант смешной развивающей практики. Ребенок хочет висеть вниз головой – подсказать веселый контекст, в котором действие будет осмысленным (ты – коврик, я тебя забыл, а потом вспомнил, обрадовался и готов вытрусить от пыли!). Малыш пробует по-своему костюмироваться, подражать значимым героям - знакомить его с новыми персонажами, подбирать антураж, гримировать (в моем детстве был чебурашка – уши легко сконструировать из бабушкиного лифчика!).

2.       Сравнение с окружающими. Приведет к обесцениванию собственного дарования и, как следствие, подчинённости устоям «стаи», скудности выразительных средств общения, невозможности повысить или приобрести новый статус. Особенно пагубно высмеивание наследника родителями. Правильно: предложить исследовать результат поведения и самому пошутить над неуклюжими действиями или неадекватными шагами для достижения смехотворной цели:)

3.       Защищать от исследования пользы, которую предстоит извлечь из перемены места пребывания и деятельности, круга интересов и друзей. Не рассказывать о том, что школа – своего рода замаскированная тюрьма, и придется десять лет отсидеть в ее стенах. Типичная родительская ошибка - лишить наследника права выбрать роль заключенного: кем быть – «шестеркой» или «тузом»? Приведет к неосознанному вливанию в школьный класс как маленького испуганного существа и к роли серой мышки в последующей взрослой жизни

4.       Умалчивать о ценности смерти в старом качестве – как необходимости рождения в новой роли. Не проводить подготовку к инициации в стаю. Не беседовать о смысле кризиса, пользе потерь. Правильно: учить непредсказуемости, «спонтанным выходкам», головокружительным экспериментам с группой для смещения статуса и приобретения в стае права быть таким, как хочется (предлагая то же окружающим, не мешая другим проявлять свои таланты)

5.       Не готовить ребенка как оратора, актера, режиссера. Пренебречь его исследовательским вдохновением и радостным настроением первооткрывателя коммуникативных истин (оказывается, когда я вот так кривляюсь, взрослые смеются и мне сразу легко с ними общаться! А если я вот так становлюсь, как динозавр Рекс, меня уважают и слушают!)

8. Риски воспитания

Требовать одинаковости и предсказуемости в поведении и общении. Введет мнговекторное сознание в монороль. Ребенок на всю жизнь возьмет себе привычку быть, например, жертвой. У Эрика Берна в его работах «Игры в которые играют люди» и «Люди которые играют в игры» представлены типичные сценарии жизни, заложенные «заботливыми» родителями, смысл воспитания которых – вставить ребенка в социально угодные рамки поведения.

Предлагать ребенку личный пример переживания одних и тех же низших эмоций типа: гнев, стыд, зависть, брезгливость, гордыня.  Не тренировать самому сострадание, милосердие, благородство, великодушие.

Тревожиться и напрягаться; как следствие, в контактах с людьми - либо нападать, либо защищаться. Например, в предложении «приготовь мне, пожалуйста, чаю» слышать, будто партнер посягает на драгоценное личное время, или командует в стиле подавления достоинства, или обвиняет в черствости и отсутствии заботы.

Лгать о смерти. Обесценит жизнь и приведет к насилию, агрессии и неспособности любить

Запрещать мальчикам драться, а девочкам – наблюдать поединки. Уничтожит женское счастье и мужскую волю.

Быть скучными, забыть о юморе, пренебречь фокусировкой на радости. Не использовать юмор, как основной механизм влияния, корректирующий поведение фактор и инструмент развития интеллекта.

Настаивать на подражании взрослым в семантическом аспекте: повторении букв, чисел, знаков. Не заботиться о последовательном (эволюционном, повторяющем путь развития познания человеческой цивилизацией) включении в сознание знаковых образов (см. главу о развитии познавательных сособностей)

9. Результат адекватного взаимодействия

Как результате адекватного взаимодействия, мы имеем живого увлеченного ребенка, который освоил более десятка ролей, важных для будущей успешной реализации и полного раскрытия таланта. Полезные родители обычно наблюдают за факторами здорового роста и ориентируются на такие критерии развития: малышу  весело, он много смеется, углубляет чувство юмора, приветствует абсурдность поступков, находит смысл в бессмысленном, переворачивает устоявшиеся представления о законах доминирования.

Адекватный шести- семилетка способен легко находить выход из каждой хитро «закрученной» ситуации, разворачивая ее в полезное русло. Дитя в этом возрасте радует взрослых лучистым, сияющим, позитивным контактом, поведением, выбором. Часто маленькие «обезьянки» поддерживают родителей в трудные времена: «Мама, чего ты расстраиваешься? Давай посмотрим на это с другой стороны, поиграем с тобой в переверни смысл!».

Готовый к школе ребенок защищен от нападений недоделанных хищников, от обмана застрявших грызунов. Он может подстроиться, включиться в игру, стать режиссером и завершить событие, как главный герой. Благодаря этому одержать верх и стать значимым для окружающих фаворитом – вместо ведомого и подчиненного условиям аутсайдера. Он пережил опыт: побеждает и лидирует не тот, кто играет по правилам, а тот, кто создает правила. «Пасет заднего» в первую очередь тот, кто не признает существование общечеловеческой игры, и тот, кто нарушает правила.

В будущем наследник сможет прийти к состоянию мастера, который сам придумывает правила и творит игры для других людей. При этом драматургия нравятся всем, полезна окружающим, раскрывает лучшие черты каждого игрока. Например, малыш решает: «сегодня у нас день щекоток, и мы проминаем ладони и стопы пальчиком, одеваем на шею жабо, делаем кисточковый массаж лица, щекочем языком свое нёбо,  рассказываем смешные истории, вспоминаем веселые эпизоды!» С таким драматургом легко, весело и приятно жить вместе.

10. Группа «старші Найкращі» и школа «Наутилус».

Педагоги направляют внимание детей не на действие, а на познание и оптимизацию технологии процесса: «С чего вы предполагаете начать? Какой еще есть ресурс? Довольны ли тем, что получилось? Как усовершенствовать? Кто возглавит? Кто сравнит и сделает выводы? Как заинтересовать и включить других? Какие риски? Кому пригодится? Как поделиться? Как расширить спрос, ассортимент?».

Например, дети получили бумагу и карандаши. Тьютор (педагог, специально подготовленный для работы с шести-семилетками в стиле «организационный коучинг») предложит выяснить варианты: что можно делать с карандашами и бумагой? Затем попросит определиться с ведущими специалистами в найденных форматах (протыкать дырки, катать кораблик, скручивать трубки, строить колодец, делать аппликацию из стружки, играть на барабане и пр.) После попросит организовать группы вокруг продюсеров избранных направлений и тренировать технологию, оптимизировать процедуры изготовления продукта и усовершенствовать правила игры. Затем спровоцирует потребность в объединении усилий и попросит найти возможность кооперироваться для создания уникального продукта. Наконец, подарит возможность выяснить ценность продукта (игры, предмета, технологии) и пофантазировать по поводу реализации будущего товара.  Например, две группы (скатыватели трубочек и аппликаторы из цветной стружки) объединяются для создания открыток типа квиллинг-мозаика к празднику 8 марта. Можно устроить аукцион, выставку-продажу работ и поделится технологией в соцсетях (снять видео, выложить фото).

Действительно, ребенок в 5-7 лет готов брать на себя роль и исследователя, ответственность мастера-производителя, роли логиста и маркетолога, эксперта и коммуникатора – чтобы обратиться за помощь к специалистам, придать ценность и позаботиться о выгодной (быстрой, веселой, успешной) реализации-популяризации своего изобретения.


?

Log in